Опытовый бассейн

В состав кафедры судостроения и судоремонта им. проф. Ю.Л. Воробьёва входит крупный экспериментальный комплекс, объединенный в "Экспериментальную лабораторию гидроаэродинамических исследований им. проф. А.А. Костюкова", в состав которой входят опытовый бассейн и аэродинамическая лаборатория.

0232-s
Общий вид опытового бассейна

Введение

Опытовый бассейн является одной из старейших исследовательских лаботаторий Одесского национального морского университета. Введен в строй в 1930 г. и является бассейном гравитационного типа (системы Веленкампа). В бассейне системы Веленкампа движение модели происходит под действием силы веса груза, падающего в шахту. Простота и вместе с тем проверенное годами совершенство всех устройств бассейна является его характерной особенностью. Это выгодно отличает его от сложных и соответственно более затратных бассейнов динамометрического типа. Достоинством бассейна гравитационного типа является хорошая стабильность результатов при малых и средних скоростях движения модели. Благодаря применению специальных приемов и устройств в опытовом бассейне ОНМУ могут быть проведены также испытания скоростных судов.

Опытный персонал, огромный многолетний опыт проведения экспериментальных исследований в области динамики судна, достоверность результатов испытаний, оперативное выполнение работ - это факторы, которые обеспечивают конкурентоспособность опытового бассейна ОНМУ в современных условиях.

Описание бассейна

В состав лаборатории опытового бассейна им. проф. Костюкова А.А. Одесского национального морского университета входят: помещение гидроканала, модельная мастерская, механическая мастерская, аппаратная, насосное отделение.
Гидроканал выполнен в виде железобетонной конструкции, днищевая часть которой имеет параболическую форму:

  • полная длина, включая доки – 35,5 м.
  • ширина – 6,0 м.
  • наибольшая глубина воды – 2,2 м.
  • емкость бассейна – 400 м3.
IMG_3819
Общий вид установки для определения кинематических характеристик качки модели

Работы, которые выполняются в бассейне Одесского национального морского университета:

Определение зависимости силы сопротивления от скорости хода судна, на тихой воде так и на регулярном волнении. Буксировочная система обеспечивает скорость движения модели – до 5-6 м/с. При испытаниях скоростных судов и применении специальных устройств – до 7-9 м/с.

Определение гидродинамических и кинематических характеристик качки судна (присоединенные массы, коэффициенты демпфирования, перемещения модели при качке, возмущающие силы и моменты, перерезывающие силы и изгибающие моменты).
Иные виды экспериментальных исследований (оптимизация формы корпуса судна, определение характеристик гребного винта при его движении в свободной воде, определение гидродинамических характеристик моделей ВРК на стоянке и с учетом движения с разными углами поворота насадки и без неё, определение гидродинамических давлений на корпусе модели судна и подводных конструкциях).
 

IMG_0312 _винт
Установка для определения характеристик гребного винта при его движении в свободной воде